Администрация Шатровского муниципального округа
Шатровский муниципальный округ Курганской области

Святой колодчик

Курганская область, Шатровский муниципальный округ, в двух километрах к югу от деревни Саломатовой Карта на сайте Яндекса
Святой колодчик.

«Тихая моя родина», - так сказал о своих родных местах, Вологодчине, поэт Николай Рубцов. Это определение удивительно точно подходит и к характеристике Зауралья. Нет здесь климатической и геологической активности: не бывает землетрясений и цунами, редки ураганы и наводнения, не поражает богатством запасов полезных ископаемых. Скромно уступает зауральская природа пышности и буйству флоры морских побережий, величественности гор Урала и Кавказа, завораживающей тайне морей. Но как порой незаметный с виду человек оказывается интереснее эффектного внешне человека, так мила мне неброская красота моего родного края. Именно она сформировала так называемый «сибирский характер» живущих здесь людей: сдержанный, незлобивый, крепких телом и сильных духом. Медленно текущие небольшие речушки, тихо шумящие березовые и осиновые колки, высокие сосновые леса, а посреди этого - небольшие сёла и деревеньки.

Село Ильино - одно из них. Находится оно на севере не только Шатровского района, но и всей Курганской области, в её лесной зоне. Поэтому практически со всех сторон его окружают лиственные леса, изредка встречаются сосняки. Нет у нас известных на всю страну и даже на область природных феноменов. Но зато есть действительно уникальные природные комплексы, которыми дорожат и гордятся местные жители.

К ним можно отнести березник у д.Саломатовой: берёзовый лес, богатый ягодами и грибами. В их числе можно назвать и Тюменский лог. Это глубокий овраг (местами высота достигает 8-10 м.), обильно заросший кустарником, сосняком, березами, по дну которого протекает ручей. Благодаря облюбовавшим это место бобрам ручей превращается в довольно широкую, до 4-5 м., речку. Это одно из самых красивых мест в округе. Моховое болото в окрестностях д.Дружининой – ещё одно примечательное место, которое любят посещать охотники и рыболовы. В засушливое лето Моховик мелеет, а то и вовсе высыхает, зато в дождливое - здесь привольно и рыбе, и водоплавающей дичи.

Но, пожалуй, настоящей достопримечательностью нашей местности является серебряный источник - бьющий из земли ключ с холодной, чистой водой, который находится в 2 км к югу от д.Саломатовой.

Старожил д.Дружининой, Ваганова Евдокия Ивановна, рассказывала, что, когда только стали обживать эти места, рядом с колодчиком поселился отшельником раскольник, старец Тарасий. Жизнь вел набожную и аскетическую. По легенде, могила старца находится недалеко от источника, по разным данным либо к юго-востоку в нескольких метрах, либо несколько сот метров к юго-западу. После смерти старец Тарасий стал почитаться как святой. Подобное в старообрядчестве было часто. Вот как описывает это в своей книге «В лесах» писатель Андрей Печёрский: «На местах запустелых скитов остались гробницы старцев и стариц. Некоторые из них почитаются святыми. К этим-то гробницам и сходятся летом в известные дни на поклонение…Но самое главное и многолюдное сборище бывает в Духов день…»

Действительно, могила Тарасия широко почиталась среди местных староверов. Продолжалось это примерно до 80-х годов двадцатого века. Ещё нынешние жители д.Дружининой (а именно там дольше, чем в других деревнях, держалось старообрядчество) помнят то, как на Духов день (он бывает на следующий день после христианского праздника Троицы) съезжались в Дружинину последние приверженцы старообрядчества. В основном, здесь были крепкие старики и молодые парни (все с окладистыми бородами, в подпоясанных рубахах навыпуск) да суровые, неулыбающиеся старухи в черных платках, особым образом повязанных. По рассказам Евдокии Ивановны (тоже, кстати, староверки), раскольники приезжали сюда не только из окрестных сел, но и издалека: из Тюмени, из Томска, из Новосибирска. Целую ночь до утренней зари они усердно читали молитвы в молельном доме, а на следующий день отправлялись на могилу святого Тарасия, молились там, набирали воду и разъезжались. А через год приезжали вновь.

По имени святого Тарасия и стали в народе называть источник «святым колодчиком». Староверы, почитая святого, и воду считали целебной и святой из-за святых мощей старца. Но и не имеющие к раскольничеству никакого отношения люди издавна заметили удивительные свойства воды в этом колодчике: она долгое время, почти в течение года, не портилась. Кроме того, она удивительной чистоты, особого мягкого вкуса и даже в самый жаркий день остается холодной. Поэтому слава об источнике распространилась далеко за пределы окрестных деревень. Часто специально за водой сюда приезжают из Шатрово, Самохвалово. Обязательно остановятся передохнуть и попить воды грибники и охотники. Сюда едут и шумной компанией на пикник, и идут в одиночку побыть на природе. В середине 80-х годов двадцатого века бывший председатель колхоза имени Свердлова Ляпунов Николай Деонисович привозил на «святой колодчик» поэтессу Римму Казакову, которая была здесь с концертом. Рассказ об истории и удивительных свойствах воды в источнике очень поразили её, своими впечатлениями она поделилась на выступлении.

В эти же годы Н.Д.Ляпунов, заинтересовавшись уникальными свойствами воды, отвёз её на химический анализ в один из научно-исследовательских институтов г.Свердловска (ныне г.Екатеринбург). Ни оригинала, ни копии результатов анализа не сохранилось, но, по свидетельству жены Николая Деонисовича Ляпуновой Манефы Ананьевны, в воде большое содержание серебра, около 4%. Хотя за точность цифры она не ручается.

Этим как раз и можно объяснить тот факт, что вода долгое время не портится. Ведь серебро обладает обеззараживающими свойствами, губительно воздействует на болезнетворные и гнилостные микроорганизмы, хотя и не является необходимым веществом для организма. Поэтому такая вода полезна для улучшения микрофлоры желудка и кишечника, способствует заживлению микротравм и язвочек желудочно-кишечного тракта. Не случайно столовые приборы часто делали из серебра.

Косвенно подтверждает версию о наличии серебра и то, что в начале 60-х годов в районе «святого колодчика» в радиусе примерно двух километров проводились геологические изыскания. Геологи взрывали породу. Старики рассказывали, что искали серебро, что взрывы были очень сильными (в домах д.Саломатовой стёкла вылетали). Но каковы результаты этих изысканий, где они находятся – неизвестно. Или запасы серебра оказались промышленно невелики, или эти запасы законсервировали на неопределённое время - ответа на эти вопросы пока нет.

Водный источник способствовал созданию вокруг него взаимосвязанной экологической системы. Вытекающая из-под земли вода заболотила окружающую низменность, образовав небольшое озеро площадью около одного квадратного километра. Берега болотистые, заросшие осокой и камышом. Кроме озера, вода образовала на опушке соседнего леса целый лабиринт лагун, островков, узких переходов между сырыми оврагами. Болотистая низменность заросла кустарником: черноталом, ивой, черёмухой. На более высоких островках – полевое разнотравье, изредка возвышаются березы. С запада и юга этот природный комплекс окружает березовый лес, в котором практически отсутствует средний ярус - кустарники, что, во-первых, создает особую красоту белоствольного леса, во-вторых, способствует обилию земляники и клубники, а в августе – грибов: груздей, подберёзовиков, сыроежек.

Очень своеобразен рельеф местности в лесу. Ровные земляничные поляны сменяются большими воронками на месте былых взрывов. Некоторые из них, наиболее глубокие, всегда заполнены водой. Раньше там купались. Высокие их края, до 2-3 метров, уже заросли молодыми березками. На месте малых взрывов – небольшие сухие ямы. В августе и сентябре там полно грибов. Южнее, в самой гуще леса, местность более низменная, пересекается мокрыми оврагами и небольшими болотцами.

Уникальность создавшейся экологической системы обусловила своеобразие животного мира. Летом в камышах гнездятся дикие утки: нырки, лысухи, чирки; прилетают серые журавли, болотная выпь, кулики. Ближе к берегу строят свои жилища-хатки бобры, ондатры, норки. В густой кустарниковой чаще и березнике обитают енот, заяц, куница, колонок, хорь, барсук, лиса, изредка заходят кабаны.

Целебная вода в колодчике, красота и богатство окружающей его природы заставляли людей не только гордиться им, но и заботиться о нем. Издавна жители заботливо ухаживали за ним, чистили и облагораживали его, делая это безвозмездно, на личном или общественном энтузиазме.

Теперь это место приобрело действительно достойный вид, куда приятно приехать самим и не стыдно гостей привезти. Болотистая земля вокруг засыпана белым речным песком. Деревянный тротуар ведет нас к срубу.

Небольшое, меньше метра в диаметре, деревянное сооружение имеет крышку и дверцу. Откроешь её и не устоишь перед желанием попить чистой, целебной воды. Вновь это место стало любимым для отдыха и прогулок, но ведут себя по-другому люди.

Но не только в этом его прелесть и притягательность. За крутым дорожным поворотом, в тихом потаённом уголке, будто спрятавшись от суетной бурной жизни, вот уже столетия находится место, которое объединяет и роднит живущих здесь людей. Сюда едут люди разного достатка, разных мировоззрений, едут в горе и в радости. А здесь, перед единством исторической памяти и вечностью природы, все становятся равными. Все испытывают некую гордость и тонкую связь с родными местами, ибо здесь наши корни, которые питают человека и не дают утратиться духовным традициям и ценностям.

Не так уж много таких мест, и слишком хрупка и беззащитна природа перед человеком и прогрессом. Поэтому, чтобы ещё столетия бил этот чудный родник и радовал потомков, ему нужна особая забота и внимание властей, общества и лично каждого. Общими усилиями и общим желанием этого можно достичь.

_______________

Настоящей достопримечательностью Шатровского района является серебряный источник (или «Святой колодчик», так называют его местные жители) — бьющий из земли ключ с холодной, чистой водой. История «святого колодчика» тесным образом связана с историей освоения наших земель в 18 веке старообрядцами, выходцами из Архангельской, Вологодской и других областей. Они переселялись сюда из-за притеснения церкви и властей. Среди местных жителей из поколения в поколение рассказывается история этого источника. Рядом с источником жил отшельник-раскольник, старец Тарасий. Жизнь вёл набожную и аскетическую. По легенде, могила старца находится недалеко от источника. После смерти старец Тарасий стал почитаться как святой. Могила Тарасия широко почиталась среди местных староверов. Продолжалось это до 80-х годов прошлого столетия. Ещё нынешние жители Саломатовой и Дружининой помнят, как на Духов день съезжались сюда приверженцы старообрядчества. Приезжали не только из окрестных деревень, но и издалека: из Тюмени, из Томска, из Новосибирска. Целую ночь до утренней зари они усердно читали молитвы в молельном доме, а на следующий день отправлялись на могилу старца, молились там, набирали воду и уезжали. А через год приезжали вновь.

Староверы, почитая святого, и воду считали целебной и святой. Но и не имеющие к раскольничеству никакого отношения люди издавна заметили удивительные свойства воды в этом колодчике: она долгое время, почти в течение года, не портилась. Кроме того, она удивительной чистоты, особого мягкого вкуса и даже в самый жаркий день остаётся холодной. Поэтому слава об источнике распространилась далеко за пределы окрестных деревень. Целебная вода в колодчике, красота и богатство окружающей его природы заставляли не только гордиться им, но и заботиться о нём. Издавно жители заботливо ухаживали за ним, чистили и облагораживали его. Сегодня «опёку» за источником взял колхоз им. Свердлова. Небольшое, меньше метра в диаметре, деревянное сооружение имеет крышку и дверцу. Откроешь её и не устоишь перед желанием попить чистой, целебной воды.

Это место стало для многих любимым для отдыха и прогулок.

Но не только в этом его прелесть и притягательность. За крутым дорожным поворотом, в тихом потаённом уголке, будто спрятавшись от суетной бурной жизни, вот уже столетия находится место, которое объединяет и роднит живущих здесь людей. Сюда едут люди разного достатка, разных мировоззрений, едут в горе и в радости. А здесь, перед единством исторической памяти и вечностью природы, все становятся равными.

Автор заявки: Владимир Черныш

Источник информации: https://tourism-kurgan.ru/svjatoj-kolodchik/

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie